«Земляне»: Возрождение легенды

Появившаяся в СМИ без преувеличения сенсационная информация о подготовке выступления в рамках фестиваля «Золотой граммофон» легендарного советского музыкального коллектива группы «Земляне» стала самой обсуждаемой новостью в российском шоу-бизнесе.

Совместное возвращение на сцену Владимира Киселева и Игоря Романова, намеченное на 10 декабря 2021 года, станет, вне всяких сомнений, знаковым явлением в нашей рок-музыке. В то же время, это будет ещё одним подтверждением наметившейся мировой тенденции по возрождению творческого наследия популярных в прошлом артистов, которая со всей очевидностью является на данный момент определяющей в мировой музыкальной индустрии.

Где находятся истоки этой ностальгии и почему у слушателя возникла тяга к ставшим уже классиками жанра исполнителям, попытался ответить главный редактор информационного агентства InterMedia, руководитель исследования «Культура и культурные индустрии в РФ - 2020» Евгений Сафронов.

«Речь идёт о революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем в последние десятилетия во всем мире. Для стороннего наблюдателя сейчас время стократно ускорилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века, и в тысячу раз - если сравнить с 80-ми, когда увидеть на улице человека с телефонной трубкой можно было только в будке. Если раньше смена вкусов публики в значительной степени совпадала со сменой поколений, то теперь за каких-то два-три года мы можем видеть заметную смену концепций – поколение даже не успело смениться, а его музыка уже преобразилась до неузнаваемости, да ещё и не единожды, - считает Сафронов, - Именно в этом - истоки «феномена возвращения», наблюдаемого по всему миру. Произведения, созданные в «золотой век» массовой индустрии, пережили уже несколько волн возвращения интереса к ним, на массовую сцену возвращаются артисты, пик популярности которых приходился на 70-80-е. Конечно, акцент в массовой культуре закономерно делается на новые произведения – но ведь цифровая революция предоставила аудитории неоценимую возможность сравнивать».

По мнению музыкального критика, нынешний, с позволения сказать, контент создаётся людьми, «творчество» которых не базируется на величайшем культурном опыте предыдущих поколений. Да что там опыт, нынешние артисты-инфлюэнсеры (а называть этих безголосых мальчиков и девочек, с трудом попадающих в ноты, музыкантами язык не поворачивается), наверняка «не смотрели «Унесенных ветром», не читали Достоевского и не слушали Beatles».

«Именно поэтому «Траву у дома» «Землян» публика в караоке будет заказывать и через 20 и через 30 лет – но невозможно себе представить, что лет через 10 нынешнее поколение тинэйджеров будет ходить в караоке, чтобы хором спеть «Съел деда» Моргенштерна», - убеждён Евгений Сафронов.

От того и ждут люди чего-то по-настоящему стоящего, и многие ставшие легендарными музыкальные группы, чувствуя желание зрителя, возвращаются на сцену. Так недавно произошёл полноценный «камбэк» группы АВВА.

Вот и получается, что возращение «Землян» - это не разовое музыкальное явление, а устойчивый тренд. И пусть не у всех популярных в прошлом артистов он складывается удачно, можно быть уверенным, что лучшего времени для возрождения, чем сейчас, найти было трудно. Будем надеяться, то вслед за «Землянами» нас снова порадуют своим творчеством и другие коллективы, казалось уже, ушедшего навсегда, «золотого века» музыкальной культуры.