О внедрении онлайн-касс ведомством Мишустина

Онлайн-кассы появились не так давно и, несмотря на их повсеместное распространение (на сегодняшний момент зарегистрировано более 2  млн. штук), до сих пор вызывают ряд вопросов и опасений у предпринимателей. Но так ли «страшен черт, как его малюют» в СМИ и социальных сетях?

Для того, чтобы разобраться в тонкостях использования онлайн-касс, весьма полезным будет вспомнить историю их появления. Отчего возникла необходимость перехода от традиционных ККТ к онлайн-кассам?

Идея появления единого контроля и интеграции данных через Сеть появилась в 2014 году. Разрабатывать ее получили налоговой, которая в качестве основы для технологии использовала концепцию «интернета вещей» и аналитику Больших данных. Как следует из комментария главы ФНС Михаила Мишустина, онлайн-кассы задумывались как сбалансированный механизм контроля, защиты прав потребителей, прав граждан и организации, а также полноты учета выручки. Проще говоря, государство решило вывести всех из тени, но сделать это так, чтобы никто не пострадал.

К 2017-му году были проработаны не только методические подходы, но и была полностью разработана сама система онлайн-касс, причем ее простота, надежность и бесперебойность работы получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом: с просьбой поделиться опытом и технологиями к главе ФНС Михаилу Мишустину обращались главы налоговых ведомств разных стран.

Эффективность онлайн-касс показал и опыт российского использования. В настоящее время, с 1 июля 2018 года, завершился переход на новые правила малой торговли и общественного питания, т.е. сейчас онлайн-кассы используются практически всеми предпринимателями (за исключением тех, кто работает без наемных сотрудников), а также все общественное питание. С июля будущего года на онлайн-кассы перейдут все предприниматели, без исключения.

Что дает подобный массовый переход на онлайн-технологии контроля? По словам Михаила Мишустина, в настоящее время миллионы точек продаж на территории всей страны непрерывно передают информацию о том, какие товары и услуги, кем, где и по какой цене проданы. Сфера потребления становится транспарентной, результатом становится появление равных конкурентных условий и существенную экономию времени на составлении отчетности и представлении ее в налоговые органы. Все это происходит в режиме реального времени.

«Для малого бизнеса в рознице и сфере услуг касса фактически стала точкой входа в digital-экономику и «заменила» службу закупок, аналитический отдел, службу безопасности, IT-отдел, программы лояльности. Система дала им доступ к новым возможностям аналитики и планирования своего бизнеса, ранее доступным только крупным сетям», - подчеркнул Михаил Мишустин.

Внедрение цифровых технологий в сфере торговли выгодно и потребителям. Каждый покупатель может проверить легальность выданного чека с помощью удобного мобильного приложения, этой возможность уже воспользовались более 30 млн россиян.

Еще один плюс – контроль за торговлей теперь осуществляет не только налоговая, но и покупатели. При помощи специального мобильного приложения каждый покупатель может теперь проверить легальность выданного чека. Каждая проверка автоматически учитывается ФНС, т.е. фактически проходит проверка, осуществить которой, как верно подчеркнул Михаил Мишустин, силой просто налоговой было бы невозможно.

Естественно, как и в любой технологии, онлайн-кассы могут сломаться. Однако если это произойдет, предпринимателю или организации нужно просто четко следовать принятому недавно порядку действий, приведенному в законе от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Ничего сложного нет: в ФНС подается заявление (в течение 5 рабочих дней), онлайн-касса отправляется на экспертизу. Если она сломалась не по вине владельца (например, заводской брак), экспертиза бесплатна, а налогоплательщик освобождается от обязанности передачи фискальных данных в налоговые органы и административной ответственности за их непредставление.