Бизнес-решения Олега Волина

Русский купец и меценат Николай Чукмалдин, один из создателей Русского гимнастического общества, был прав, когда говорил, что богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела, тот, кто оказывает услугу обществу. Сегодняшние торговые центры выросли из вчерашних базаров, которые не могли уничтожить ни пожары, ни войны. Базар или рынок — кому как привычнее — стал первой формой организованной торговли.

Но новая посткарантинная реальность диктует новые требования — как к продавцам, так и покупателям. Впрочем, со времён Чукмалдина ничего принципиально не изменилось: успешным и востребованным оказывается тот бизнес, где человеческие отношения являются основой корпоративной философии. Как у предпринимателя Олега Волина, о котором в спецпроекте рассказывает «Российская газета».

Волин умеет создавать уникальные бизнес-системы, ориентируемые на реалии современного рынка. Но и вечные ценности при этом сохраняются. И это, кстати, в наше время довольно уникальное явление. Ведь Олегу Волину удалось устранить барьер, сохранявшийся многие десятилетия между продавцом и покупателем — прилавок. Проще говоря, в более широком понимании, бизнесмен сократил дистанцию между желаниями покупателей и предложениями продавцов.

Русские традиции торговли всегда основывались на доверии. На Западе всё иначе: модель торговли там не рассчитана на партнёрство, главное — продать. А ведь в торговле именно доверие определяет, создаёт и сохраняет базу преданных покупателей, понимающих, что здесь его не обманут, не обвесят или не подсунут нечто странное. Продавец, который обманул, заслуживает того, чтобы в следующий раз вы к нему уже не придете. Помятый помидор в самом низу пакета, незаметно подложенный торговцем, вызывает раздражение и обиду.

Волин признался, что доверие стало краеугольным камнем его концепции ведения бизнеса. Он интуитивно пришёл к традиционной российской торговой модели и воплотил её в современных реалиях. Как ни странно, но концепция, реализованная ещё в 2012 году, неожиданно эффективно показала себя в реалиях мира изоляции и ограничений. Именно сейчас, когда людей окружают напасти разного рода, россияне всё чаще предпочитают проверенных продавцов и торговые точки.

Олег Волин может говорить о своём детище бесконечно. Он вовлечён в своё дело, живёт им и готов двигать дальше. Его компания «УниверсалРесурс» планировала создать масштабный «Строительный двор Петровский», но не по типу привычного ТЦ, а в формате русской ярмарки: один товар — один павильон. Или одна группа товаров — одна торговая площадь.

Разумеется, всё новое принимается не сразу. Нужна притирка. Бизнесмену рекомендовали вернуться в устоявшееся русло и не экспериментировать. Однако воля бизнесмена, его идеи оказались сильнее скептиков. Недюжинный талант коммуникатора позволил реализовать задуманное, и сегодня «Строительный двор Петровский» является примером успешного проекта, где сегментированы товарные группы и имеется наглядная внутренняя конкуренция — формат стал уже привычным и естественным.

При этом пассажная форма организации пространства — каждый магазин располагает отдельным входом с улицы — оказалась востребованной в условиях пандемии коронавируса. Теперь покупатели имеют возможность издалека оценить торговую точку, товарный ассортимент и избежать при этом лишних контактов, так как к любому магазину, располагающемуся в одном из 25-ти зданий, также можно свободно подъехать на автомобиле.

«В парадигме современного рынка не осталось места проектам, где под финансовую модель подгоняют идею. Только если идея живет в головах и является настоящей потребностью, она может стать основой для какой-то монетизации», — полагает Волин.

Бизнесмен теперь с улыбкой вспоминает скептические публикации и высказывания конкурентов. Его идея оказалась не просто жизнеспособной, но и коммерчески успешной.

В голове родилась новая идея. Когда же стали понятны базисы нового бизнес-проекта, Олег Волин поставил себе и коллегам задачу реализовать его в виде реального пространства. И реализовал. «Петровский фермерский базар» изменил огромный и унылый бетонный куб. По словам Волина, он долго изучал современные форматы европейских рынков, особенно тех, где присутствовала эксклюзивная специфика. Из этого опыта бизнесмен сделал простой вывод: чуждую специфику нельзя ни скопировать, ни адаптировать, но можно передать ее дух и эксклюзивность, помноженные на русский размах. Теперь это не бетонный куб, а приятное и комфортное место.

Опять же, задача состояла в том, чтобы предложить клиентам приятное времяпровождение, а не очередной скучный рынок класса «люкс» на Новой Риге. Волин организовал своеобразный «фронтофис» и предложил компаниям занять место перед прилавком, а не прятаться за ним. Покупатели видят овощи, фрукты, мясо и разносолы, могут пообщаться с продавцом и завязать те тонкие нити доверия и взаимного уважения. В России, по сути, появился первый фуд-корт. Один из наиболее ярких моментов в становлении бизнеса — «французская экспансия» на Петровский. И в 2013 году это стало сенсацией для ресторанного бизнеса столицы.

Волин тщательно отбирал арендаторов — тех, кто разделял концепцию и был готов работать по новым правилам. При этом бизнесмен всегда выступал за дружеские, если не сказать товарищеские отношения с партнёрами по бизнесу. Это в свою очередь выводило взаимоотношения на новый уровень — на уровень доверия, гуманности и человеческого уважения. Этот негласный, но понятный всем участникам бизнес-процесса кодекс чести, создает ясную атмосферу доверия и уверенности.

Все проекты бизнесмена Волина успешно пережили покупательский кризис самоизоляции, сейчас они активно наращивают обороты. При кажущейся легкости скопировать концепцию продуктового рынка, спланированного Олегом Волиным, пока никто не смог. Причиной бизнесмен считает именно в отсутствии философии и команды. «Сегодня жесткие отношения между владельцами и арендаторами торговых центров — это обычная вещь. В условиях рынка нового времени такие отношения показали полную неэффективнось, нежелание людей идти навстречу друг другу, инициировало закрытие многих магазинов, ресторанов и рынков. Традиционные торговые отношения неожиданно разрушились. Но не в системе координат Олега Волина, где гибкая цепочка «поставщик-продавец-покупатель» является, по сути, единым сообществом доверенных партнеров. Такая система позволила «Петровскому», не просто пережить кризис, но и выйти из него с прибылью. Поставщики уменьшили долю добавочной стоимости, чтобы оставаться в рамках спроса, владельцы торговых площадей проявили гибкость с арендной платой, а покупатели практически не почувствовали скачка цен. Естественно, что такая жизнеспособная концепция будет востребована всегда, и особенно в кризисные моменты. Что касается Волина, то для него сегодняшний кризис — это еще один вызов, на который найдется взвешенное бизнес-решение. С интересом будем ждать реализации нового проекта, контуры которого можно обозначить так: смелые инновации, вековые традиции, уважение и доверие между людьми».